О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК В ДУХОВНЫХ
ПРАКТИКАХ
Правильные взаимоотношения с Учителем - это
когда с помощью Учителя, ученик обретает все большую осознанность,
самодостаточность, ясность, узнавая Природу Ума.
За счет чего ученик обретает такую осознанность и самодостаточность? За
счет упорных тренировок по методам Учителя.
Именно такие взаимоотношения являются истинными взаимоотношениями
ученика и Учителя.
То есть, ученик учится методу и мастерству у Учителя, за счет этого
достигается реализация.
Цель Учителя - помочь ученику стать Мастером в своем искусстве или
учении.
При этом очень важно учиться всем тонкостям метода, как того требует
учение и неустанно применять его на практике. Это и есть принцип
обучения.
В процессе обучения ученик должен обращать внимание не на личностные
качества Учителя, а на его мастерство овладения методом, на то, что
собственно его и делает Учителем.
Учитель всегда настойчиво рекомендует ученику избегать незрелой
человеческой привязанности к своей личности, образу, форме и всегда старается
направить ум ученика к Абсолюту.
Если же случается человеческая привязанность ученика к Учителю -
она является формой незрелой зависимости, очень тонкими "духовными
рогами" на Пути к пониманию Природы Ума.
Присущее дзэн выражение "убить Будду и патриархов", ни в коем
случае не демонстрирует непочтительное отношение к Будде или святым. Оно
указывает на то, что ученик должен убить свои иллюзии в человеческом,
относительном восприятии Будд и святых, перестать заниматься проецированием
своих иллюзий и воспринимать в святых только их абсолютную часть.
Учитель - это тот, кто чему-нибудь учит. И ученик приходит к Учителю не
как к человеку, а именно к тому, кто учит чему-либо: концентрации, медитации,
техникам созерцания, работе с энергиями, философии, священным текстам, видению
мира, внимательности и т.д.
Именно понимание этих вещей является очень ценным для ученика.
Если же ученик обращает внимание на вещи тривиальные, а мастерство в
методах Учителя не принимает, такой ученик считаться учеником не может.
Неправильные взаимоотношения с Учителем - это когда вместо
обучения и тренировок по методу Учителя, ученик начинает: размышлять об
относительных качествах Учителя, любопытствовать или сплетничать о нем и его
жизни, обсуждать его мирским способом, делать его относительные качества:
взгляд, походку, манеру речи, слова, форму поведения, жесты, одежду,
взаимоотношения с другими - объектом концентрации, анализа, размышлений,
излишних разговоров или сплетен.
Тогда Учитель становится своего рода фетишем, идолом, приковывающим ум
ученика к двойственности, а практика обучения созерцанию вырождается.
Учитель всегда стремится объяснить ученику, как разделить абсолютную и
относительную часть в Учителе и никогда не путать их, к чему относиться сугубо
формально.
Между Учителем и учеником не должно быть никаких обыденных личностных
взаимоотношений в принципе, поскольку эта связь сугубо спиритуальная. И любая
попытка установить человеческие, обычные отношения является осквернением такой
связи.
Будучи неопытным, начинающий ученик часто может пытаться установить
человеческие взаимоотношения с Учителем, особенно, если в силу кармы ему
приходится долго находиться рядом. Однако любой грамотный Учитель мгновенно
должен пресечь такие попытки, вплоть до разрыва отношений с учеником, поскольку
любые взаимоотношения с Учителем возможны только в статусе ученика, то есть
того, кто учится.
Не ученик, просто человек, не может завязать подлинные взаимоотношения с
"Учителем".
А когда мы рассматриваем процесс обучения, то в нем отсутствуют
какие-либо фривольности, не проясненные моменты, личностные взаимоотношения,
двусмысленность, скрытность, превратное толкование процесса обучения, любые
несанкционированные "вольности" как Учителя, так и ученика.
Истинное обучение, если оно происходит из линии передачи святых,
сиддхов, всегда опирается на священные тексты, сутры, тантры, алгоритм и
способы обучения, принятые в данной школе и цепи преемственности или у
конкретного Учителя.
В отношении всех методов учения, способов тренировки, поведения ученика,
его испытаний, прохождения ритритов, передачи посвящений, подтверждение знаков
реализации, толковании мистического опыта - есть детально разработанные
инструкции, тексты, наставления (упадеша).
Если же Мастер действует спонтанно, исходя из собственной ясности и
реализации, опять же, он ни на йоту не вступит в противоречие с наставлениями
сутр, тантр и т.д., потому что он сам является их живым воплощением. И никакие
личностные мотивы, взаимоотношения, толкования не должны вмешиваться в этот
тончайший процесс, поскольку такое вмешательство искажает процесс
обучения.
Понимая это, хороший ученик перенимает у Учителя мастерство в методе.
Незрелый ученик, не видя, что в методе вся суть практики, может терзать себя
собственными мыслями об Учителе, учении, круге спутников, оценивая их мирскими
глазами и совершенно забывая, что к Учителю-то он пришел совершенно не за этим.
Он пришел учиться по своей воле, сделав
осознанный выбор учиться мастерству у Учителя, перенимать тайные приемы его
тренировки.
Сделав выбор по своей воле, ученик должен сам нести ответственность за
свой выбор, поскольку это его выбор, только его и никого больше во
Вселенной.
Уважать свой выбор - означает соблюдать самайя. И если ученик позволяет
чему-либо или кому-либо повлиять на свой выбор - это означает только одно,
ученик не знает, как нужно уважать свой выбор и он не является достойным
учеником.
Если вместо обучения мастерству, ученик погрязает в сплетнях об Учителе,
двойственных оценках - это означает, что его интересует не учение Мастера и не
его мастерство. А это разрыв самайной связи.
Поскольку, если ты обучаешься и хочешь получить от учения пользу,
согласно наставлениям тантр и святых, на Учителя нужно смотреть глазами ученика,
а не просто любопытного человека.
Просто любопытный человек не обретет никакой пользы, общаясь с Учителем,
поскольку у него не будет самайной связи.
Даже находясь рядом и слушая самые великие наставления, просто
любопытный человек, не имеющий самайной связи не получит никакой пользы.
Более того, пытаясь приблизится к учению и Мастеру недозволенным
способом, он может нанести большой вред своей духовной жизни.
Истинная преданность ученика заключается в способности воспринять всем
сердцем наставления Учителя и трансформировать себя в соответствии с
ними.
Ни чувственная экзальтация, ни пребывание в своих фантазиях в отношении
Учителя и своих взаимоотношений с ним, не являются ни Гуру-йогой, ни процессом
обучения, не являются подлинной преданностью. Это так называемая преданность -
фантом, греза, вводящая ученика в обольщение своими иллюзиями.
Что толку называть себя учеником Мастера, восклицая: "О, мой
Гуру!", и при этом не следовать его методам тренировки?
Ученик, который вместо того, что бы следовать наставлениям Гуру, его
методам тренировки в учении, привязывается к Учителю как к человеку и судит его
человеческими глазами - не имеет право называться учеником, как бы страстно он
того не желал, как бы долго он рядом не жил, и какие бы доказательства своей
преданности он не демонстрировал.
Потому что доказательством истинной преданности является реальное
применение и воплощение методов учения, даваемых учителем, и трансформация,
которая происходит в результате такого применения. А Гуру-йога, священные
взаимоотношения с Учителем являются фоном, в котором происходит такое обучение.